Эх, дубинушка, ухнем
Перечитывал давеча Гиляровского, да и задался вопросом: а насколько тяжело было бурлаку? Очевидно, что не я первый - и вот, кто-то уже подсуетился. Для тех, кому лень читать многабукафф с матанами: приблизительно как тянуть в тренажерке горизонтальный трос с грузом 40 кг.
Тащемта похоже на художественно-мемуарные свидетельства: Гиляровский (неслабый качок был) в первые дни держался на одном упрямстве (правда, когда втянулся - заслужил кличку "Бешеный" за то, что от избытка силушки молодецкой на привалах то Волгу переплывет, то сальто-мортале покажет). И у Репина бурлаки идут где-то под таким углом, как вы бы стояли с тем гипотетическим тренажером с 40 кг.
Но дальше получается интереснее. Итак, дубинушку двигали с усилием 4 кН со скоростью 0.3 - 0.6 футов в секунду. В пересчете на единицы мощности: 4 кН * 0.6 фут/с = 4 кН * 0.6/2.38 фут/с = 1008 Вт = 1.35 л.с. Т.е., ватага бурлаков вполне себе заменялась парой лошадей (возьмем с запасом, ибо участках с сильным течением упираться приходилось неслабо). Ну и да, чисто эмпирически - на груженую телегу, которую здоровая лошадь потянет без вопросов, надо будет мужиков штук так несколько, чтобы тянуть так же.
И тут возникает чисто экономический вопрос: WTF? Даже если предположить, что бурлаки работают за жрат - все равно как-то не склеиваится. Десяток накачанных мужиков слопают всяко больше, чем пара лошадей. Даже если держать пару заводных лошадей, которые будут отдыхать и есть, пока другая пара тянет лямку. А ведь бурлаки работали отнюдь не за жрат... Ну да, к лошадям еще надо погонщиков - но не десяток же. Даже с учетом амортизации лошади не сходится: при заработке бурлака 30 коп. в день и стоимости рабочей лошади рублей в 50 - за сезон можно было доводить лошадь до живодерни, и то получалось бы менее накладно, чем платить ватаге.
ИЧСХ, в этих ваших Европах явление тоже вполне себе встречалось аж до 20-го века. Т.е., ясно дело: в обществе, где к неквалифицированному рабочему относятся как к рабочему скоту - рабочий будет вкалывать вместо лошади, если в данный момент это будет выгодно...
Но вот вопрос: а каким боком получалось выгоднее платить десятку мужиков, чем парочке погонщиков с лошадьми?
УПД. Приз уходит тов.
benderskiy за ссылку на многабукафф с ятями да ерами. Соображения о том, что-де лоффадки посбивают копытца, остаются под сомнением; фишка в том, что Гиляровский не упомянул: бурлаки не только тянули лямку, но и использовались как разнорабочие.
Тащемта похоже на художественно-мемуарные свидетельства: Гиляровский (неслабый качок был) в первые дни держался на одном упрямстве (правда, когда втянулся - заслужил кличку "Бешеный" за то, что от избытка силушки молодецкой на привалах то Волгу переплывет, то сальто-мортале покажет). И у Репина бурлаки идут где-то под таким углом, как вы бы стояли с тем гипотетическим тренажером с 40 кг.
Но дальше получается интереснее. Итак, дубинушку двигали с усилием 4 кН со скоростью 0.3 - 0.6 футов в секунду. В пересчете на единицы мощности: 4 кН * 0.6 фут/с = 4 кН * 0.6/2.38 фут/с = 1008 Вт = 1.35 л.с. Т.е., ватага бурлаков вполне себе заменялась парой лошадей (возьмем с запасом, ибо участках с сильным течением упираться приходилось неслабо). Ну и да, чисто эмпирически - на груженую телегу, которую здоровая лошадь потянет без вопросов, надо будет мужиков штук так несколько, чтобы тянуть так же.
И тут возникает чисто экономический вопрос: WTF? Даже если предположить, что бурлаки работают за жрат - все равно как-то не склеиваится. Десяток накачанных мужиков слопают всяко больше, чем пара лошадей. Даже если держать пару заводных лошадей, которые будут отдыхать и есть, пока другая пара тянет лямку. А ведь бурлаки работали отнюдь не за жрат... Ну да, к лошадям еще надо погонщиков - но не десяток же. Даже с учетом амортизации лошади не сходится: при заработке бурлака 30 коп. в день и стоимости рабочей лошади рублей в 50 - за сезон можно было доводить лошадь до живодерни, и то получалось бы менее накладно, чем платить ватаге.
ИЧСХ, в этих ваших Европах явление тоже вполне себе встречалось аж до 20-го века. Т.е., ясно дело: в обществе, где к неквалифицированному рабочему относятся как к рабочему скоту - рабочий будет вкалывать вместо лошади, если в данный момент это будет выгодно...
Но вот вопрос: а каким боком получалось выгоднее платить десятку мужиков, чем парочке погонщиков с лошадьми?
УПД. Приз уходит тов.
